С первых дней существования гос-ва его роль не сводилась к выполнению исключительно политич. функций. Гос-во всегда занималось эк-кой деят-тью, вмешиваясь в действия субъектов эк-кой жизни и обеспечивая тем самым устойчивость полит. власти. Такое вмешательство в разные периоды и в разных странах существенно различалось, что позволяет говорить об этапах эволюции экономических функций гос-ва.
Институт политической власти. Одним из главных признаков формирования гос-ной орг-ции явилось выделение из общества особого слоя людей, выполняющих управл-кие ф-ции и наделенных особыми правами и властными полномочиями. Так постепенно складывалась сис-ма гос-го принуждения, а регулятором взаимоотношений людей являлись уже не обряды и обычаи, а право. Когда господствующий в эк-ком отношении класс прочно становится на ноги, тогда гос-ву уже нет необходимости открыто заявлять о своей поддержке. В этих условиях можно перейти на нейтральную позицию, что и нашло выражение в роли гос-ва в качестве так называемого «ночного сторожа».
Гос-во как «ночной сторож». Кейнс, Смит. С сер.XVII по сер.XIX в. роль гос-ва ограничивалась выполнением функций, связанных с обеспечением безопасности граждан, сохранности их имущества (защита прав собственности), созданием необходимой правовой базы для взаимоотношений хозяйствующих субъектов, контролем за выполнением контрактов. Наиболее емкой характеристикой гос-ва в этот период было отождествление его с «ночным сторожем», который должен был наблюдать за тем, чтобы ничто не нарушало сложившегося порядка вещей.
Институт макроэк-ого регулирования: с кон.XIXв. под воздействием изменений в материальном производстве происходит расширение эк-ких функций гос-ва. Речь идет об усилении концентрации и централизации произ-ва, усложнении эк-ких связей и обострении соц-ых проблем. Это не означало, что гос-во перестало быть выразителем интересов господствующего в эк-ком отношении класса. Именно в его интересах в XX в. под воздействием таких факторов, как революция в России 1917г, Великая депрессия 1929-1933 гг, распад после 2-ой МВ империй, и др событий гос-во начинает активно вмешиваться в регулирование эк-ки.
«Социальное гос-во». Государственная политика в сер.50-х – сер.70-х гг. исходила из следующих посылок: 1.Эк-ка должна быть смешанной, а не только частнокапиталистической. Необходимость гос-го вмешательства в эк-ку обусловлена т.н. изъянами рынка, при которых рыночная эк-ка не справляется с эффективным распределением ресурсов (наличие общественных благ и естественных монополий, внешних воздействий и неполнота информации). 2.Необходима скоординированная макроэк-кая политика в связи с тем, что рынок сам по себе не способен приводить к стабильным макроэк-ким результатам. 3. Рынок сам по себе не может привести к равномерному распределению доходов, поэтому гос-во, с одной стороны, должно регулировать его, а с другой - защищать тех, кто по каким-либо причинам лишился источника дохода или переживает иные лишения. Одновременно гос-во должно заботиться о развитии инфраструктуры образования и здравоохранения.
Главными целями гос-ва в этот период являлись полна.занятость, стабильность цен и равновесие платежного баланса. Гос-во все сильнее вмешивалось в регулирование не только эк-ких, но и соц-ных отношений, а во мн. странах Зап. Европы сформировалась идеология гос-ва всеобщего благосостояния. Идеологи гос-ва всеобщего благосостояния и «соц-го гос-ва» считали, что в индустриально развитых странах уже достигнуто всеобщее благосостояние, соц-ая политика позволила стабилизировать общество, уладить конфликты. Следуя примеру развитых стран, остальные страны рано или поздно также должны встать на этот путь.
«Эффективное гос-во». Глав.особенность - постепенный переход от политики «соц. гос-ва» к политике «эф-го гос-ва». Это гос-во, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою нац-ную эк-кую безопасность в условиях неограниченной международной конкуренции. Количественное выражение такого определения равнозначно выявлению оптимума между открытостью нац-ной эк-ки и поддержкой своих производителей на внутр. и внеш. рынках. Эк-ски эфф-ым гос-во может быть только тогда, когда эффективной является сама экон-ка.Становление гос. регулирования хоз-ва смешанного типа в России находится в самой начальной стадии, поэтому важно представлять возможности гос-ва обеспечить устойчивость развития народного хозяйства. Факторы, влияющие на эффективность гос. рег-ния: 1.Формирование целевой ф-ции. Мн-во целей гос. регулирования называется цел. ф-цией. Мировая практика гос-го рег-ния показывает, что самое разумное - формировать целевую функцию на основе предпочтений, т. е. выделяя задачи первостепенной важности. Особенно это необходимо для регулирования переходной эк-ки. Во-1, на цел.функцию большое давление оказывают текущие обстоятельства. Во-2, регулирующий потенциал гос-ва в рыночной эк-ке, и тем более в переходной, ограничен. Нидерландский экономист Тинберген считал, что число целей никогда не должно превосходить запаса имеющихся в распоряжении гос-ва инструментов эк-кой политики. Это так называемое неравенство Я. Тинбергена. В-3, ограничение целей эк-кой политики и расстановка приоритетов связаны с тем, что большинство регуляторов, имеющихся в распоряжении гос-ва, оказывает противоречивое воздействие на эк-ку. 2.Фактор времени. Реализация любого эк-го процесса требует затрат ресурсов и времени. В связи с этим при использовании различных форм и методов государственного регулирования возникает эффект запаздывания. 3. Эффект мультипликатора. Он означает наличие в эк-ке таких передаточных механизмов, под воздействием которых окончат-ый рез-ат многокр-тно перекрывает первонач.импульс в к-либо звене.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий