майки

четверг, 23 апреля 2009 г.

20. Теория спроса.















С - это форма выражения потреб-ти, представленной на р-ке и обеспеченной ден сред-ми. Он выступает в виде платежес-ной потр-сти, т. е. потребности покупателя, располагающего д/с для приобретения тех или иных товаров. Рынок не реагирует на потребность, не обеспеченную платежесп-тью покупателя. Объемом С на к-либо товар называют кол-во этого товара, которое желают купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в ед-цу вр (день, год) при опред усл-ях. Желание покуп-ей приобрести к-либо товар зависит от целого ряда ф-ров, изм-ие кот повлияет на объем их С. Завис-сть последнего от опред-щих его фак-ров наз-тся в эк-ке ф-цией С. Она м.б. представлена следующим образом: QD = (Р, Ра, Рь, ..., I, W, Т, F, S), где QD - объем С на дан товар в ед-цу вр; Р, Ра, рB - цены данного и других товаров; I - денежный доход; W - накопленное имущество; Т - вкусы и предпочтения; F - мнение пок-ля о своих перспективах; S - сезонность потребности, удовл-емой -дан товаром. Закон С описывает обрат связь между ценами и кол-вом товаров и услуг, кот будут куплены при каждой цене, т.е. при прочих равных усл-ях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой. Предположим, что все названные факторы, оказывающие вли­яние на объем С, остаются неизменными за исключением одного — цены рассматриваемого товара. Тогда объем С будет реально зависеть только от изменения одного фактора — цены, и каждому ее значению будет соотв-ать определенное значение С. Такая зависимость носит название ф-ции С от цены: QD = f(Р). Важное свойство С закл-ся в том, что при неизмен­ности всех прочих факторов снижение цены ведет к его увеличению и, наоборот, увеличение цены ведет к уменьшению С. рис. Ф-ции С
Т.о., сущ-ет обр-я связь между ценой и величиной С, которую называют законом С. Ее можно представить графически в виде кривой DD (рис.1). Цена Р1 соответствует объему спроса Q1, цена P2 соответствует объему спроса Q2, т. е. чем больше цена, тем меньше объем спроса. Кривая С DD идет вниз и вправо, так как связь между ценой и величиной С отриц-ая или обратная. Изм-ие одного из этих ф-ров влечет за собой смещение кривой С, кот наз-ся изменением С. Осн неценовые фак-ры и их влияние на С: 1. Потреб-кие вкусы и предпочтения. Благопр для дан продукта изменение потреб-их вкусов и предп-ний, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что С возрастет по каждой цене, и кривая С сдвинется вправо (рис. 2, кривая D1D1). Неблагопр изменения в предп-ниях потреб-лей вызовут уменьшение С и смещение кривой С влево (кривая D2D2). 2. Число покупателей. Очевидно, что увеличение на рынке числа покупателей обусловливает повышение спроса, а уменьшение — его сокращение. 3. Денежные доходы потребителей В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются нормальными (шоколад, кофе и др.).. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении при изменении доходов, называют товарами низшей категории. 4.Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или понижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем главного продукта или сопутствующим ему. 5. Потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов способны изменить спрос. Ожидание потребителями роста цен может повысить спрос на товары, а ожидание снижения цен — наоборот, понизить. 6. Сезонность потребности, удовл-мой данным товаром. Этот ф-р проявл-ся в том, что увел-ие спроса на конкретную пр-цию зависит от вр года или потребность в ней равномерна в течение года.
Глав вопр, возник-ий при ан-зе завис-ти С и цены – наск-ко резко изм-ся объем С при том или ином изм-ии цены. По разн группам товаров интенсивность такого влияния м.б. различна. От нее зависит увел-ться или умен-ся выручка от реал-ции товара при изменении цены. При иссл-нии этих закономерностей исп-ся понятие эл-ности спроса. Эл-ость - степень реакции одной переменной на изменение другой, выраженная как отношение процентных изменений. Эл-сть спроса по цене предст собой отношение процентного изме-я величины С на товар к заданному процентному изменению его цены при прочих равных усл. При харак-ке ЭС рассматривают 3 случая: 1) С эластичный, когда при небол снижениях цен объем продаж сильно возрастает; 2) С имеет ед-ую эл-ть, когда изменения цены и продаж оказались равновеликими; 3) С не эл-чен, если даже при сущ-ных снижениях цены объем продаж возрастает незначительно. Степень ценовой эл-сти или неэл-сти С из­меряют при помощи коэф-та ценовой эл-сти С, который определяют по формуле: где Q – изм-ие кол-ва пользующейся С пр-ции; Р – изм-ие цены. Коэф-нт эл-ти С по цене показ-ет, насколько процентов поднимется или опустится величина С на данный товар при изменении его цены на 1 %. Когда [ЭD] > 1, то С на товар эластичен. Напр, есл снижение цены на 10 % вызывает рост С на 20 %, С явл эл-ным. Есл [ЭD] <>

.Помимо рассмотренных вариантов эластичности также выделяют 2 крайних случая: абсолютно эластичный и совершенно неэластичный спрос. „совершенно неэл С" означает крайний случай, когда изм-ие цены не приводит ни к какому изм-ию кол-ва спрашиваемой пр-ции. В этом случае [Э] =0, так как Q = 0, и кривая С представляет собой верт-ю линию (рис. 3.2). На практике найти товары с совершенно неэл С очень сложно. К ним можно отнести специфические лекарства для тяжелобольных (инсулин для страдающих диабетом и др.)

И наоб, когда эк-сты говорят об эл-м С, они подразумевают, что потреб-ли абсол-но чувствительны к изм-ю цены. В крайней ситуации, при кот самое малое сниж-е цены побуждает пок-ей увел-ать покупки от 0 до предела своих возможностей, говорят, что С явл совершенно эл-ным. В этом случае ЭD = . На рис. 3.2 эта ситуация представлена гориз-ной кривой С. Ситуация, при которой ЭD = , возможна, когда фирма продает пр-цию на чисто конкур-ом рынке. К фак-рам, оказывающим вл-ние на эл С, относятся: 1.Степень необх-ти дан блага для потребления. С на предметы перв необх-сти обычно является не эл-ым; С на предметы роскоши чаще эластичен. След-льно, чем более необх-мым явл-ся для нас потребл-е дан товара, тем менее эл-чен С на него. 2.Наличие на рынке товаров-заменителей (субститутов),рост ассортимента и кол-тва кот.делает С на них более эл-м Когда у товара имеется субститут, то С на него относ-но эл-ный, поскольку люди легко могут перейти на субституты при повышении цены на основной товар. 3. Доля расходов потреб-го бюджета, приходящаяся на данное благо. Чем больше места занимает продукт в бюджете потребителя при прочих равных усл, тем выше будет эл-ость С на него. 4. Фактор вр-ни. С на продукт обычно тем эл-ее, чем дл-ее период вр для пр-ия решений. Перв прич связ-а с тем, что у мн потр-лей есть привычки. Если цена на продукт растет, им требуется вр, чтобы найти и опробовать др продукты; пока они не убедятся в их приемлемости. 2 причина высокой эл-сти на длит-ых времен­ных интервалах сост в том, что увел-ие цены одного товара стимулирует предприн-лей развивать пр-тво товаров-субститутов. 3 причина - полное и абсолютное приспособление к изменению цены к-либо товара может потребовать изменений во всем: виде и кол-ве товаров потреб-кой корзины

Комментариев нет:

Отправить комментарий