майки

четверг, 23 апреля 2009 г.

27.Рыночные структуры и их характеристика.

Анализ предпринимательского сектора экономики показывает бесконечное число различных рыночных ситуаций, так как нет двух похожих отраслей. Рын-е структуры можно разделить на 4 модели: 1) чистая (совершенная) конк-ция; 2) чист монополия; 3) монополистическая конк-ция; 4) олигополия. Данные модели рынка отличаются по количеству предприятий в отрасли независимо от того, является ли продукция стандартизированной или дифферен­цированной и насколько легко или трудно новым п/пм войти в отрасль. Условия совершенной конкуренции следующие: 1) на рынке продается стандартизированная продукция многими конкурирующими продавцами и имеется множество покупателей; 2) каждое предприятие получает небольшую долю общего выпуска, продаваемых на рынке товаров, от общих продаж за любой данный период времени; 3) ни одно из предприятий не рассматривает конкурентов как угрозу его рыночной доле продаж. 4) инфо о ценах свободного доступа, и имеется возможность быстрого реагирования на изменяющиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов и выпуска пр-ции; 5) вход на рынок и выход из него для продавцов товаров свободный, Поэтому кривая спроса на продукт отдельного производителя представляет собой горизонтальную линию, т. е. предприятие может продавать «любое количество продукции, не воздействуя на цену. В положении равновесия в долговременном периоде в условиях чистой конкуренции «все находится в равенстве», т.е. Р=АТС=МС (цена = ср.валовые издержки = предельные издержки). Это тройное равенство пред-ет опред. выгоды, касающиеся эфф-ти чисто конкурентной экономики, кот. имеют большое социальное значение. Конкурентная эк-ка стремится распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение безграничных потребностей. П/п исп-т ресурсы до тех пор, пока пред-е изд-ки произв-ва не оказ-ся равными цене продукта, т.е. МС=Р. Это не только максимизирует прибыли отдельных производ-й, но и одновр-но создаёт структуру распределения ресурсов, кот. максим-ет удовлетворение потребителей. Конкурентная сис-ма цен организует частные интересы продавцов по направлениям, которые соотв-ют интересам общества в целом. В условиях чистой монополии предприятие является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги. В этом случае оно — синоним отрасли, т. е. отрасль состоит из одного п/п. Продукт монополии уни­кален в том смысле, что нет хороших или близких заменителей. Предприятие выпускает продукцию и контролирует общий объем предложения, поэтому оно может вызвать изменения цены продукта, манипулируя его количеством. Вступление в отрасль в условиях чистой монополии заблокировано. В целях сохранения своего монопольного права предприятие делает барьеры для вступления в отрасль. Из-за отсутствия конкур-в фирма не стрем-ся технол-м новов-м, позвол-м повысить ср. изд-ки произ-ва до минимума. Неудив-но, что ввиду таких негат. послед-й монополизации эк-ки об-во стрем-ся продевод-ть моноп-м тенденциям и востан-ть конкур-ю структуру рынка. Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Моноп конк предполаг взаимосочетание двух рын-ых структур — чистой конкуренции и чистой монополии. Как и при чистой конкуренции в отрасли действует много фирм и имеются достаточно свободные вход и выход, т. е. входные барьеры практически отсутствуют. Однако все фирмы отрасли располагают определенными возможностями изменять цену производимого ими товара, так как каждая из них реализует свой товар, который имеет существенные отличия от товаров выпускаемых другими фирмами.
Отрасль считается олигополистической, если относительно малое число предприятий господствует на рынках товаров и услуг. Олигополистические отрасли обычно выпускают как стандартизированную, так и дифференцированную продукцию. В олигополистических отраслях довольно высока степень концентрации произ-ва. Высокие показатели концентрации уменьшают конкуренцию внутри страны, но поднимают вопрос конкуренции с иностранными поставщиками. Если в условиях олигополии конкуренция осуществляется среди небольшого количества предприятий, то возникает новая ситуация, отличная от чисто конкурентного рынка. Это всеобщая взаимозависимость предприятий. Например, три п/п обладают равной долей товара на рынке. Если одно из них резко снижает цену, то доля его продаж увеличивается, что неблагоприятно повлияет на положение двух остальных. Они могут, договорившись, продать продукцию по еще более низким ценам, т. е. вызвать ценовую войну и обанкротить первое. Олигополия существует, когда число предприятий в отрасли настолько мало, что каждое при формировании ценовой политики должно принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Олигополия возникает благодаря слияниям различных мелких предприятий в более крупные, чем достигается эффект масштаба и возникают условия для орг-ции барьеров для вступления других предприятий в эту отрасль. 2 точки зрения на эфф-ть олигополии: 1) Традиц. т.з. полагает, что Ол-я действ-т аналогично монополии. Ол-я может привести к тем же рез-м, что и чистая конкуренция, хотя при этом сохран-ся внешняя видимость конкуренции неск-х незав-х фирм. 2) Т.з. Шумпетера-Гэлбрейта состоит в том, что Ол-я способствует НТП и поэтому имеет рез-м лучшую продукцию, более низкие цены и большие уровни выпуска и занятости, чем в случае, если бы орг-я отрасли носила другой хар-р.

Комментариев нет:

Отправить комментарий