майки

пятница, 24 апреля 2009 г.

60. Ориентация и адаптация работников

Адаптация — это взаимное приспособление работника и орг-ции, основывающееся на постепенной врабатываемость сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономиче­ских условиях труда. Когда человек поступает на работу, он включается в сис-му внутри организационных отношений, занимая в ней одновременно не­сколько позиций. Каждой позиции соответствует совокупность тре­бований, норм, правил поведения, определяющих социальную роль человека коллективе как работника, коллеги, подчиненного, ру­ководителя, члена коллективного органа управления, общественной орг-ции и т.п. Процесс взаимного приспособления, или трудовой адаптации, со­трудника и орг-ции будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива являются или становятся нормами и ценностями отдельного сотрудника, чем быстрее и лучше он прини­мает, усваивает свои социальные роли в коллективе. Выделяются два направления адаптации: первичная, те приспособление молодых сотрудников, не имею­щих опыта профессиональной деятельности (как правило, речь идет в данном случае о выпускниках учебных заведений различного уров­ня); вторичная, т.е. приспособление сотрудников, имеющих опыт про­фессиональной деятельности (как правило, меняющих объект дея­тельности или свою профессиональную роль, например, переходя­щих в ранг руководителя). В теоретическом и практическом плане выделяется несколько ас­пектов адаптации: психофизиологический — приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам, физиологическим условиям труда; социально-психологический — приспособление к относительно но­вому социуму, нормам поведения и взаимоотношений вдовом кол­лективе; профессиональный — постепенная доработка трудовых способностей (профессиональных навыков, дополнительных знаний, навы­ков сотрудничества и т.п. ); организационный — усвоение роли и организационного статуса ра­бочего места и подразделения в общей организационной структуре, а также понимание особенностей организационного и эк-го механизма управления фирмой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий