четверг, 23 апреля 2009 г.
12 Методол. основы СНС. Переход на СНС в РФ
СНС начала зарожд. в 30-е гг.,сформир. в 40 - 50-е гг. XX в. в развитых странах в ответ на потреб-ть органов гос.упр. в макроэк. инфор.для разраб-ки эк. политики, программ и мер по гос. рег. рын.эк. Особенно после эк.кризиса 1929 - 1933 гг.,затем повлияла II мир.война. После ее окончания органы гос. упр. наиболее развитых стран стали ощущать потреб-ть в систематизир-ой макроэк. инфор. для опред-я приоритетов,направлений в эк. политике, переориентации военной эк., эк.роста.После войны бол.вклад внесли междунар. эк. организ.-ООН, ОЭСР и др.В 1973 г.-создан Комитет по междунар. бух. стандартам (сейчас в нем 97 бух.организ. из 71 страны). СНС прежде всего связана с обслуживанием органов гос., межгос. регул-ния. Задача СНС – обеспеч. взаимосвяз-ое описание различ. аспектов эк. процесса на макроур-не,систематиз-ть,упорядочить наиболее важ. показ-ли, чтобы облегчить принятие решений по вопросам формир-я эк.политики.СНС-адекватный рын. эк-ке нац. учет,начинающийся на уровне предпр. и завершающийся на макроур-не системой взаимосвяз. статистич.показ-лей. Это набор счетов,баланс.таблиц,хар-щих рез-ты эк деят-ти, стр-ру эк.,важнейшие взаимосвязи в нац. хоз-ве.СНС строится в соответствии с соврем. теорией факторов произ-ва. В формир-нии стоимости товара участвуют- труд,земля,капитал,технология,упр-е, предприним.деят-ть.Это предопределяет ее осн. понятия и стр-ру.СНС хар-ет произ-во, образ-е, распред-е, использ-е доходов, инвестиций, финансы, а также взаимоотнош-я с др.гос-вами. В ней находят отражение,получают цифровую хар-ку все хоз-щие ед-цы - производ-ли тов. и услуг, фин. учреж., холдинги, страх.комп., гос.упр-е, част.некоммер. орг-ции, обслуж-щие дом.хоз-ва, сами дом.хоз-ва с их потребительской и предприним. деят-тью, а также эк.связи с остальным миром. СНС охват. не только матер. произ-во, но и услуги нематер. хар-ра, фин.потоки. В 1952 г. под эгидой ООН разработан I вариант СНС. В 1968 г.-II вариант с учетом опыта нац.счетоводства в странах с развитой рын.эк. и примен. более чем в 150 странах мира. Здесь введен ряд показ-лей, расширивших его информац. возмож-ти: нац. богатства;движение займов и кредитов и др.Была разраб-на,осущ-на взаимоувязка показ-лей и таблиц межотрасл. балансов.Принципиальная схема СНС может иметь 6 счетов: вал. продукта; нац.дохода; формир-я капитала; дом.хоз-в; гос.учреж; внешнеэк. операций.Стр-ра СНС дает возмож-ть рассч-ть в стоимост. выраж. вал.общест.прод-т, нац.доход, их использ-е и др. показ-ли, с помощью кот. можно уловить важнейшие измен-я, происходящие в эк. Эти счета ведутся по секторам нар. хоз-ва. Предпр-я заинтер-ны в представлении информации для состав-я нац.счетов,т.к. итоги расчетов макроэк. показ-елей в СНС позвол. их использ-ть для выявления осн. тенденций разв-я отраслей эк., роли в эк.процессах отдел. предпр-ий. СНС проникла во все сферы эк.,общест.- полит. жизни. Ее данные все шире использ. предприн-лями для оценки общей макроэк. среды, в кот. они функц-ют, что важно для инвестир-я, расшир-я экспорта,импорта и т. д. СНС широко использ. в науч. исслед-ях по проблемам макроэк., для разраб-ки эконометрич. моделей, предназнач-х для описания закономер-тей эк. процесса, прогнозир-я. Переход в РФ.Трансформац. преобраз-я потребовали перехода от системы стат. показ-лей, приспособл-ых для обслуж-я централизованно планируемой эк., к СНС. В СССР применялся баланс нар.хоз. (БНХ)- его основа: концепции А.Смита и К.Маркса о труд. теории стоим-ти, о сфере матер.произ-ва, в рамках кот.создается нац.доход, и др. Т.к. БНХ базируется на др.концепциях политэк.хар-ра, поэтому его осн. показ-ли (вал. продукт, нац.доход и др.) не соответ-ют осн. показ-лям СНС.Переход на СНС предполаг. не просто замену одной статистич.системы другой, а серьезную перестр-ку всей работы по макроэк.прогноз-ю,рег-нию,т.к.основы ее принцип-но отлич-ся от методологии БНХ.Проблем с переходом много,они разноплановые: 1)методолог. проблемы приспособ-я реком-ций ООН к особенностям орг-ции эк.стран в перех. периоде,т.к.СНС ориентир-ны в первую очередь на страны с рын.эк. 2)по ряду вопросов реком-ции изложены в достаточно общей форме и возможна их адаптация к мест. усл. Напр., орг-ция деят-ти фин. учреж. в РФ еще заметно отлич. от стран с развитой рын. эк. Поэтому общие принципы СНС относит-но классиф-ции фин. посредников, методов оценки их продукции требуют конкрет-ции, адаптации. Для эк. перех. периода РФ, где сохран. значит. число убыточ. гос.предпр., выс. степень субсидир-я, монопол-ции произ-ва, необх-ма конкрет-ция принципов разгранич-я рын. и нерын. видов деят-ти. Реш-е вопросов с переходом на СНС, предпол. существенные фин.затраты.Переход на СНС позволяет:1)обеспеч. более шир.,ориентир-ую на рын.эк.систему макроэк. инф, необх-мую для разраб-ки эк.пол-ки органами гос.упр-я; 2)содейст-ть налаживанию междунар. эк. сотруд-ва стран СНГ,т.к. обеспечивает универс. статистич. язык, понятный эк-стам, бизнесменам, мен-рам во всем мире;3)реш. проб-му представления данных в междунар.эк.орг-ции;4)повыс.общий ур-нь стат,эк.работы.Переход к междунар. стандартам нельзя сводить только к измен-ю системы отчет-ти в стране. Речь о приведении всей системы комплексного ан-за,прогноз-я разв-я соц-эк. процессов в соответствие с избранной моделью трансформации эк., последоват-ом переводе ее на рын. методы рег-ния.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий