майки

четверг, 23 апреля 2009 г.

24.Теория пр-ва, производственная функция и изокванта

Пр-во – процесс соединения труда, оборудования в сочетании с природными рес-ми и материалами, необходимыми для изготовления товаров и услуг. Производственные факторы можно подразделить на категории - труд, материалы и капитал, каждая из которых включает более узкие группы. Теория пр-ва изучает соотношение между ресурсами и выпуском прод-ии. Взаимоотношения между вводимыми факторами в процессе произ-ва и итоговым выходом продукции описываются производственной функцией, которая указывает максимальный выпуск продукции Q при каждом отдельном сочетании факторов произ-ва.Факторы произ-ва-труд, материал, капитал.
Взаимоотношение между вводимыми факторами, производственным процессом и итоговом выходом продукции описывается производственной фун-ей Если набор экономических ресурсов, или факторов произ-ва, представить как затраты труда, капитала и материалов, то производственную функцию в общем виде можно записать следующим образом: Q = f (L, К, М), где Q - максимальный объем выпускаемой продукции; L - затраты труда; К - затраты капитала; М - затраты материалов. Производственные функций обладают следующими общими свойствами.
1. Существует предел для увеличения объема произ-ва, который м.б. достигнут увеличением затрат одного ресурса при прочих равных условиях. 2. Существует определенная взаимная дополняемость факторов произ-ва, но без сокращения объема произ-ва. Возможна и взаимозаменяемость этих факторов. Рассмотрим производственную функцию, где используются 2 основных фактора — труд и капитал. Двухфакторная производственная функция дает возможность проведения графического ана­лиза произ-ва, что повышает наглядность. Если производственной функцией учитывается более двух факторов, то требуется применение математического анализа Изокванта представляет собой кривую, включающую все сочетания производственных факторов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска продукции. Каждая изокванта связана с определенным уровнем выходо продукции.Карта изоквант представляет собой группу изоквант, которые показывают максимальный выпуск продукции, достигаемый при использовании определенных сочетаний производственных факторов. Cвойства изоквант: 1.через люб точку в графическом пространстве товаров можно провести кривую изокванты, т.е. для люб комбинации товаров м.б. найдены др. комбинации имеющие для потребителя такую же общую полезность.2. Кривые не могут пересекаться. 3. кривые имеют отрицательн наклон.4. кривые, лежащие выше и правее др. крив. изоквант представляют собой более предпочтительные товарные наборы.5.кривые изоквант имеют вполне определен форму они являются выпуклыми относительно оси координат.
Рассуждая о производстве и его издержках, необходимо различать их действие в краткосрочном и долгосрочном периодах. Краткосрочным называют период, в течение которого невозможно изменить хотя бы один производственный фактор.
Эффект масштаба пр-ва. За долговременный период могут измениться все факторы произ-ва. Менеджеры могут увеличить объем произ-ва. Обыч­но предприятие изменяет масштаб произ-ва, и все факторы меняются в одной пропорции. Предположим, что используются только два фактора и их соотношение постоянно по мере роста Произ-ва в течение длительного периода времени. Увеличение произ-ва в данном случае можно проиллюстрировать, когда изокванты располагаются по лучу, направленному начала координат (рис. 6.7).
Если действует положительный эффект масштаба, то экономически выгоднее иметь одно крупное предприятие, производящее (при относительно низких издержках) продукцию, чем множество предприятий (с относительно высокими издержками). Но здесь имеем дело с монополией. Такое крупное предприятие может контролировать установление цены на продукцию. 2. Объем выпуска продукции при удвоении производственных факторов также увеличивается вдвое, т. е. в какой пропорции увеличиваются факторы, в такой пропорции увеличится и масштаба. Средние и предельные продукты остаются неизменными как для крупных, так и для средних предприятий. При неизменном эффекте масштаба вместо одного завода, использующего определенную производственную технологию, можно построить два завода, выпускающие вдвое больше продукции. 3. Объем выпуска продукции может увеличиться менее чем в два раза при удвоении производственных факторов. В данном случае мы имеем дело с отрицательным эффектом масштаба. Это связано в первую очередь со сложностями организации произ-ва и управления, возросшим аппаратом, с усложнением коор­динации между руководителями и подчиненными.










Комментариев нет:

Отправить комментарий