майки

четверг, 23 апреля 2009 г.

21.Теория предложения.

Предложение товаров на рынке является результатом производственного процесса и выражается во всей товарной массе, предназначенной для продажи. Объемом предложения называют максимальное количество какого-либо товара, которое согласны предложить продавец или группа продавцов на рынке в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся цены данного и других товаров, характер технологии, наличие и размер нало-гов и дотаций, природные климатические ус-ловия. Функция предложения — зависимость объема предложения от определяющих его факторов. В общем виде она имеет вид: Qs = (Р, Р., РЬ).~, К, V, N), где Qs — объем предло-жения данного товара в единицу времени; К — характер применяемой технологии; V — нало-ги и дотации; N — природно-климатические условия. Если все неценовые факторы принять за неизменные, то от функции предложения, представленной выше, можно перейти к функ-ции предложения данного товара от его цены: Qs = f(P). Иными словами, функция предложе-ния указывает то количе¬ство продукта, кото-рое производители будут предлагать по раз-ным возможным ценам. Между предложением и ценой существует положительная, или пря-мая, связь, называемая законом предложения: с повышением цен возрастает величина пред-ложения, со снижением — она сокращается. Зависимость предложения от цены можно представить графически.
В нормальном виде кривая предложения на-правлена вверх и вправо, т. е. более высокой цене соответствует больший объем предложе-ния. Это связано с тем, что выручка, которую получает продавец, растет с повышением цены товара, а так как издержки производства оста-лись неизменными, возрастает прибыль това-ропроизводителей. Все это побуждает их рас-ширять производство данного товара. При увеличении предложения кривая SS (рис. 2.4) сместится вправо, а при уменьшении — влево. Неценовые факторы, влияющие на предло-жение. 1.Цены ресурсов. За дополнительные единицы продукции фирма должна установить более высокие цены, поскольку их производ-ство требует больших издержек. Снижение ресурсных цен уменьшит издержки производ-ства и увеличит предложение. И наоборот, увеличение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение. 2.Технология производства. Совершенствова-ние технологии означает, что новые знания позволят более эффективно произвести едини-цу продукции, т. е. с меньшими затратами ресурсов. В этом случае снизятся производст-венные издержки и увеличится предложение. 3.Налоги и дотации. Государство осуществля-ет законодательную деятельность, устанавли-вая правила поведения экономических агентов. Оно взимает налоги с производителей, причем налоговая политика разрабатывается не только исходя из интересов форми¬рования государст-венного бюджета, но и с целью оказания того или иного влияния на производство товаров, а также выплачивает дотации, занимается регу-лированием цен и стандартизацией товаров. При этом предприятия рассматривают боль-шинство налогов как издержки производства, поэтому повышение ставки налогов увеличи-вает издержки производства и сокращает предложение. Дотации считаются налогом наоборот. Когда государство субсиди¬рует производство какого-либо товара, оно факти-чески снижает издержки и увеличивает его предложение. 4. Цены на другие товары. То-вары могут быть взаимодопол¬няющими или взаимозаменяемыми как в производстве, так и в потреблении. Взаимозаменяемость и взаимо-дополняемость в производстве определяются характером потребляемых ресурсов и видом технологического процесса, а в потреблении — функциональным назначением товаров. 5. Ожидание изменения цены продукта может повлиять на желание производителя постав-лять продукт на рынок в настоящее время или ограничить предложение в зависимости от снижения или увеличения цены продукта в будущем. 6. Число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы чем больше число поставщиков, тем больше ры-ночное предложение. Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше предложение. Разница между изменением предложения и изменением объема предложения: объем пред-ложения меняется тогда, когда изменяется только цена товара, а предложение – когда изменяются факторы, которые раньше прини-мались за постоянные. Графически изменение объема предложения выражается в движении по кривой предложения (рис. 2.3.). Так, изме-нение цены с Р1 до Р2 ведет к движению по кривой предложения SS вниз, что указывает на уменьшение объема предложения с Q1 до Q2.
Эластичность предложения по цене опреде-ляется аналогично эластичности спроса, т. е. как процентное изменение величины предло-жения к процентному изменению цены товара:

Значение ЭS обычно положительно (кривая предложения имеет положительный наклон), следовательно, цена и количество в данном случае изменяются в одном направлении. Итак, если ЭS> 1, предложение эластично, если ЭS< s =" 1," s=" 0," s =" ," eabs=" Перекрестная">

Комментариев нет:

Отправить комментарий