В нормальном виде кривая предложения на-правлена вверх и вправо, т. е. более высокой цене соответствует больший объем предложе-ния. Это связано с тем, что выручка, которую получает продавец, растет с повышением цены товара, а так как издержки производства оста-лись неизменными, возрастает прибыль това-ропроизводителей. Все это побуждает их рас-ширять производство данного товара. При увеличении предложения кривая SS (рис. 2.4) сместится вправо, а при уменьшении — влево. Неценовые факторы, влияющие на предло-жение. 1.Цены ресурсов. За дополнительные единицы продукции фирма должна установить более высокие цены, поскольку их производ-ство требует больших издержек. Снижение ресурсных цен уменьшит издержки производ-ства и увеличит предложение. И наоборот, увеличение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение. 2.Технология производства. Совершенствова-ние технологии означает, что новые знания позволят более эффективно произвести едини-цу продукции, т. е. с меньшими затратами ресурсов. В этом случае снизятся производст-венные издержки и увеличится предложение. 3.Налоги и дотации. Государство осуществля-ет законодательную деятельность, устанавли-вая правила поведения экономических агентов. Оно взимает налоги с производителей, причем налоговая политика разрабатывается не только исходя из интересов форми¬рования государст-венного бюджета, но и с целью оказания того или иного влияния на производство товаров, а также выплачивает дотации, занимается регу-лированием цен и стандартизацией товаров. При этом предприятия рассматривают боль-шинство налогов как издержки производства, поэтому повышение ставки налогов увеличи-вает издержки производства и сокращает предложение. Дотации считаются налогом наоборот. Когда государство субсиди¬рует производство какого-либо товара, оно факти-чески снижает издержки и увеличивает его предложение. 4. Цены на другие товары. То-вары могут быть взаимодопол¬няющими или взаимозаменяемыми как в производстве, так и в потреблении. Взаимозаменяемость и взаимо-дополняемость в производстве определяются характером потребляемых ресурсов и видом технологического процесса, а в потреблении — функциональным назначением товаров. 5. Ожидание изменения цены продукта может повлиять на желание производителя постав-лять продукт на рынок в настоящее время или ограничить предложение в зависимости от снижения или увеличения цены продукта в будущем. 6. Число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы чем больше число поставщиков, тем больше ры-ночное предложение. Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше предложение. Разница между изменением предложения и изменением объема предложения: объем пред-ложения меняется тогда, когда изменяется только цена товара, а предложение – когда изменяются факторы, которые раньше прини-мались за постоянные. Графически изменение объема предложения выражается в движении по кривой предложения (рис. 2.3.). Так, изме-нение цены с Р1 до Р2 ведет к движению по кривой предложения SS вниз, что указывает на уменьшение объема предложения с Q1 до Q2.
Эластичность предложения по цене опреде-ляется аналогично эластичности спроса, т. е. как процентное изменение величины предло-жения к процентному изменению цены товара:
Значение ЭS обычно положительно (кривая предложения имеет положительный наклон), следовательно, цена и количество в данном случае изменяются в одном направлении. Итак, если ЭS> 1, предложение эластично, если ЭS< s =" 1," s=" 0," s =" ," eabs=" Перекрестная">
Комментариев нет:
Отправить комментарий