майки

четверг, 23 апреля 2009 г.

31.Методология системного подхода(СП)

Одной из причин возник-ия общ.теории сис-м была необ-ть преодоления кризиса в науке, связанного с распространением в теч длит. пер-да механистич-го мировоззрения, объясн-го развитие природы и об-ва з-ми механистич-й формы движения материи. Традиц-я теор орг обращала вним. гл.обр. на отдельные элем-ты орг и рассматривала методы, позволяющие разделить ее деят-ть на отдельные задачи и рабочие операции. Она не уделяла достаточного внимания связям и интеграции деят-ти элем-в организ. Соврем. подх.трактует орг-ю как с-му взаимозавис-х частей и перемен-х, а предприним-я орг мыслится в виде соц сис-ы в еще более шир. и сложной с-ме всего общества. Причем орг-ция как сис-ма – не просто совокупность единиц, каждая из кот. управл-ся з-ми прич-й связи, действующ-й на нее, а совокуп-ть отношений м/д единицами. При таком подходе особ вним-е удел-ся организ-й сложности, т.е. тому обстоят-ву, что добавление новой един-ы вводит не только отношения этой единицы ко всем другим, но также изменяет отнош-я м/д всеми един-ми. Некот исслед-ли рассматрив-т целостные сис-мы как класс сист, отделяя их от так наз-х аддикативных (куча камней, свойства кот-х повтор-т, как бы суммируют свойст их элем-в). Системный подход предполагает рассмотрение орг-ции как системы. Исследование целостн-ти объекта, выявление многообразия типов связей в нем и сведение их в единую теорет-ю картину. Методология – это совокупность познавательных средств, методов и приемов, испол-мых в какой – либо науке или сфере деят-ти. Сис-ма – это совок-сть взаимосв-ных элем-в. Кач-во орг-ции сис-мы обычно выраж-ся в эф-те синергии. – резул-т функц-я сист-ы в целом получ-ся выше, чем сумма рез-в отдельных элемен-в. На практике это означ-т что из одних и тех же элем-в мы можем получить сис-мы различной эф-ти в зав-ти от того, как эти элем-ты будут взаимос-ны, т.е. как будет организов-а сама с-ма. Понятие «орган-я», как упорядоч-е сост-ние целого, тождест-но понятию «сис-ма». Понятие против- понятию «сис» явл-ся понятие «несис-ма». Сис-ма – это некоторое зафиксир-я на данный момент состояние упорядоч-ти. Сист.подход является междисц-рным и общенаучным, т.к. ориентируется на интеграцию достижений всех наук (обществ-х, естест-х, тех-х), а также опыта практической деят-ти, прежде всего в области организ-и и упр-ния. Поэтому этот подход предст-т собой совок-сть принципов, котор.опред-т общ.цель и стратегию теоретичес-й и практ-й деят-ти. Применение СП для изуч-я орг-и позв-т знач-но расширить предс-е о ее сущности и тенден-х развития, более глубоко и всесторенее раскрыть содержание происход-х проц-в, выявить объект-е закон-ти формиров-я многоаспект-ти с-мы. СП при исследовании св-тв орг-ции позволяет установить ее целост-ть, сис-сть, организ-ость. Структура как внут.орг-ция сист-мы, отражение ее внутр. содержания проявляется в упоряд-сти взаимосвязей ее частей, что в конеч.итоге позволяет выразить ряд сущес-ых сторон орг-ции как сис-мы. Исследование структуры орг-и является важн.этапом познания многообразия связей, имеющих место внутри иссл-ого объекта. Но это лишь одна из сторон систем-сти. Др.ст-на состоит в выявл-и внутриор-ых отнош-й и взаимоот-ий рассматриваемого объекта с др, составляющими с-му более высокого уровня. СП к иследов-ю орган в соврем его толков тесно связан с самоуправл-ми проц-ми сист. Соц-экон сист в больш-е случаев неравновесны, что спонтанно обеспечивает развитие эф-та самоорг-ции челов-го фактора и самоуправ-я. Организац-я наука использ-я систем-ю методол-ю, предпол-т изучение и учет опыта организ-й деят-ти в разл- х типах орган-й – экон, госуд, воен-х. Сущ-т много определений СП, но наиболее емко и кратко сказал Акофф. Он определяет методологию СП как след-й порядок 3х ступеней познания: 1)индентификация целго(системы), частью которого явл-ся интересующий нас объект.(метод черного ящика. Определяем внеш среду, сист-ое окруж).2)объяснение свойств целого (деление по частям); 3) объяснение поведения или св-тв интересующего нас об-кта с т.зр его роли или ф-ций в целом, частью которого он явл-ся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий