майки

четверг, 23 апреля 2009 г.

23. Теория поведения потребителя

Теория предельной полезности основана на допущениях:
1.Потребитель стремиться получить максимальное удовлетворение, используя свой ограниченный доход 2.Полезность, извлекаемая из каждой последующей еденицы товара меньше предыдущей.
Полезность товара - это способность эк-го блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Полезность используется для описания предпочтения при ранжировании наборов потребительских товаров. Предельная полезность(MU) - это дополнительное удовлетворение, получаемое потребителем от дополнительной единицы конкретной продукции.


Ф-ция полезности показывает убывание предельной полезности блага с ростом его количества:MU=f(gi), где MU - полезность блага; gI - последовательные части блага.Ф-ция полезности лежит в основе потребительского выбора Полезность потребителя максимизируется в том случае, когда его денежный доход распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого продукта, приносит одинаковую добавочную (предельную) полезность. Правило максимизации полезности выглядит следующим образом: MUa/Pa=MUв/Pв где MUа - предельная полезность товара А; Ра -цена товара A; MUв - предельная полезность товара В; Рв - цена товара В. Закон убывающей предельной полезности утверждает, что, начиная с определенного момента, дополнительные единицы каждого продукта будут приносить потребителю постоянно уменьшающееся добавочное удовлетворение. Отсюда следует необходимость понижения цены для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта. Кривая безразличия(КБ) показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя. КБ являются нисходящими и выпуклыми по отношению к началу координат
Карта безразличия состоит из целой серии кривых безразличия(рис1)
Рис 1. Рис.2
Чем дальше от начала координат кривая, тем больше величина полезности, соответствующая ей. Наклон линии хар-т величину предельной нормы замещения, т.е в какой степени потребитель готов заменить один товар другим, чтобы получить то же удовлетвор.потребности.
Бюджетное ограничение (бюджетная линия или линия цен) показывает различные комбинации двух видов товаров, которые потребитель имеет возможность купить на данный доход при данных ценах на эти товары. Бюджетное ограничение для двух товаров выражается формулой: РаQа + РвQв =I, где I - доход потребителя. Изменение цен на товары или величины денежного дохода приводит к перемещению бюджетной линии Увеличение денежного дохода или снижение цен вызывает смещение бюджетной линии вправо вверх При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная линия сдвигается влево вниз. Относительные изменения цен изменяют угол наклона бюджетной линии. Потребительский выбор - это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода) Оптимальный набор потребительских товаров и услуг должен отвечать двум требованиям: 1)находиться на бюджетной линин,2)предоставлять потребителю их наиболее предпочтительное сочетание. Равновес. потребителя (оптим правило покупки набора товаров) - точка касания линии бюджетного ограничения с КБ, в которой предельная норма замещения двух товаров равна обратному соотношению цен на них. Положение точки равновесия зависит от того, растет или уменьшается доход потребителя и как ведут себя относительно друг друга цены на товары.(Рис2)

Комментариев нет:

Отправить комментарий