четверг, 23 апреля 2009 г.
5.Приватизация в РФ: цели, способы и результаты
Разгосуд-ие эк-ки – это многогранный процесс отстранения гос-ва от прямого хоз-го управл-ия и усиления на этой основе самост-сти предприятий с целью создания условий саморегулирования эк-ки. Сущ.2 напр-ния развития эк-ки: 1. огранич.вмеша-ва гос-ва в хоз.д-сть пред-тий; 2.разгосударствл-ие собственности. Разгос-ние соб-ти мож. осущест-ся как путем орг-ции нов. предпр-ий основ-ых на негос-х формах соб-сти, так и путем прив-ции гос-х пред-тий.Важнейшим направл-ем разгосуд-ия явл-ся прив-ция. Приватизация – длительное системообразующее явление, включающая самоустранение гос-ва от ф-ции регулятора собств-сти и сознательный процесс формирования новых эк-ких и правовых институтов. Цели П: создание слоя частных собственников, аккумулирование средств в гос. бюджет, обеспечение эк-кой и имущественной самост-сти, повышение эффек-сти эк-ки. Принципы приватизации в РФ: право кажд.гражданина на получ-ие части гос. имущ-ва; предоставление льгот субъектам прив-ции; гибк. сочет-ие форм П; широк.гласность при провед-нии П; кон-ль за ходом П со стор-ны гос. Финанс.источ-ки П: ср-ва пред-ий, заемн. и привлеч. ср-ва, личные ср-ва. Объекты П – 1.жилье, п/п, цеха пр-ва, участки, др. подраздел-я этих пред-тий; 2. доли (паи, акции) гос-ва и администр-ных образований в капит-ле АО. Субъекты: 1.граж-не РФ, 2.юр. лица РФ, деят-ть кот-х основана на негос-х формах соб-ти; 3. трудов. коллективы гос.предприятий; 4.иностр.инвесторы; 5. представители субъектов прив-ции. Этапы: 1)спонтанная приватизация 87-91гг; 2)массовая 92-94гг; 3)денежная 94-97гг все продается за деньги, а не ваучеры(чеки); 4)залоговые схемы 95-96гг Гос-во с целью покрытия дефиц. бюджета отдает в залог под кредиты комерч.банков пакеты акций крупнейш.пред-ий, акционированных в порядке прив-ции. Гос-во не планирует возвращение акций и не резервирует средства на возвращение кредитов; 5)перерыв в приватизации 97-00; 6)точечная приватизация с 2001 до наст.вр. Особенности и последствия: 1. директивность, решение о прив-ии принималось не добровольно, а Госкомимуществом; 2.приоритетность одной формы (превращение гос. соб-сти в частную), но недооценивалась передача прав собственности; 3.приоритетности соц-политич. целей над экономич-ми; 4. активное формирование фондового рынка (т.е. рынка фиктивного капитала); Последствия 1.результат – соц-ая деформированность при быстрой концентрации капитала, т.е.сосредоточение гос. соб-сти у отдельных групп и отторжение от гос-го имущества основной массы населения; 2. Главн недостаток рос-кой П состоит в том, что вопрос о структурной перестройке пред-тий и привлечение инвестиций не были разрешены. Попытки решения вопросов управл-го, финанс-го и физич-го реструктурирования находились в зачаточном состоянии. 3. Первонач-но на большинстве рос. предприятий возникла неопределенная структура собственности, ни одна из групп акционеров не получила устойчивого большинства в акц-ном капитале и опасаясь изменений пыталась противодейтсвовать им. В общем виде в структуре акц-рного кап-ла рос-ких приват-ных пред-тий выдел-ся след-ие изменения: 1. снижение доли работников; 2. стабилизация или рост администрации; 3. рост доли внеш.крупных инвесторов; 4. стабилизация или незначительный рост доли мелких внешних инвесторов; 5.медленное снижение роли гос-ва и медленный рост доли иностранн.инвесторов. Формы П: 1.прямой выкуп гос-го пр-тия – одноразовость платежа в бюджет за выкупаемое им-во; 2. преобразование гос.и аренд-ных пред-тий в ОАО; 3.продажа гос.пред-ия на аукционе; 4. -//- на конкурсе; 5. выкуп аренд-го пред-тия; 6.безвозмездная передача имущ-ва.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий